Авторское право тренера
Проводя супервизию тренеров, довольно часто сталкиваюсь с вопросами нарушения авторского права в тренинговой среде. Причём эти нарушения идут не только со стороны коллег-тренеров, но и со стороны работодателей. И тренер-профессионал, разбирающийся в бизнес-процессах, консультирующий по вопросам управления персоналом и по многим другим темам, которые приносят экономию и прибыль компаниям, вдруг оказывается в растерянности и несёт убытки в своей области. Как тренеру защитить свой интеллектуальный продукт и свои права? Как выйти из щекотливой ситуации, когда его попросту обворовывают, и при этом не прослыть скандалистом и скрягой?
На эти и другие вопросы отвечает правовед, эксперт по авторскому праву Союза переводчиков России— Анна Алексеевна Лукьянова, консультант учебного центра «ЗНАК».
1.Тренер-фрилансер выходит на работу в компанию внутренним тренером.
Приходит туда с программами и методическими разработками, созданными им самим, и начинает использовать их для внутренних тренингов. За время работы в компании тренер корректирует их под специфику компании, раздаёт в качестве «рабочих тетрадей» на тренингах для сотрудников.
Через какое-то время тренер решает уволиться и узнаёт, что должен подписать бумагу, обязывающую его не использовать эти материалы в течение двух лет. Работодатель ссылается на то, что материалы создавались в рамках служебного задания. Прав ли работодатель? Если нет, то почему?
Нанимая работника, работодатель обязан оформить трудовой договор с ним (см. ст. 67 ТК РФ). В этом договоре (либо в должностной инструкции) оговариваются его функциональные обязанности, в частности, порядок использования работником и работодателем результатов его интеллектуальной деятельности (РИД), относящихся к служебным произведениям литературы, науки или искусства (ст. 1225 ГК РФ).
При этом должна учитываться возможность создания этих РИД до поступления на работу. Порядок использования таких РИД должен быть отражён в трудовом договоре. В противном случае, как личные права, так и исключительное право на использование РИД будет принадлежать их создателю (автору). Следовательно, в таком случае работодатель, чтобы использовать эти РИД как служебное произведение, должен будет подписать с работником отдельный авторский договор о переходе права. Если это не будет сделано, при увольнении автор сохраняет все права на свои произведения.
Особый случай возникает тогда, когда в ходе работы работнику приходится адаптировать свои РИД к конкретным условиям производства (см. ст. 1270 ГК РФ). При этом рассматриваются два варианта: адаптация (переработка) происходит по личной инициативе работника или в порядке служебного задания. В первом случае, права сохраняются у создателя РИД, в том числе и после увольнения, во втором, к работодателю переходит исключительное право только на адаптированные материалы, причём он получает право на указание своего имени или наименования компании (ст. 1295 ГК РФ). Если же при увольнении работодатель требует подписать распоряжение (приказ), запрещающее бывшему сотруднику использовать адаптированные материалы в течение определённого срока, то такое требование будет неправомерным, поскольку в данном конкретном случае адаптация была произведена работником не по служебному заданию и не оформлена работодателем в установленном порядке.
2. Статья написана в соавторстве двух специалистов. Один из авторов даёт разрешение интернет-ресурсу разместить её за своей подписью, оставляя ссылку на первоначальное издание, где указаны оба автора.
Как себя вести соавтору, не указанному в интернет-ресурсе?
Соавтор вправе предъявить претензии своему соавтору за нарушение его прав, т.е. обнародование совместного произведения без его согласия (ст.1260, 1301 ГК РФ). Конфликт может быть разрешён либо соглашением сторон в досудебном порядке (мировым соглашением), либо в суде общей юрисдикции.
1) Советуем начать урегулировать вопрос путём мирного соглашения, т.е. предложить соавтору всё-таки поставить в известность интернет-портал о том, что статья была написана в соавторстве. Ведь исключительное авторское право возникает у автора (соавторов) с момента создания произведения и по закону принадлежит создателю (создателям) произведения пожизненно плюс 70 лет после смерти. И если один из соавторов не дал второму соавтору письменного разрешение на использование данного произведения, то соавтор, опубликовавший произведение за единоличной подписью, считается виновным в нарушении авторского права. Следует иметь в виду, что отсутствие запрета со стороны соавтора не означает его согласия на использование произведения (в том числе и в Интернете).
2) Рекомендовать интернет-порталу опубликовать статью за подписью двух авторов (тем более что ссылка на первоисточник всё равно есть)
3. Можно ли считать плагиатом пересказ книги другими словами? Например, читаем: «Не помню, кто сказал...» и далее пересказ текста автора, которого не помнят.
Если Вы уверены в том, что в Вашем случае речь идёт именно о пересказе своими словами содержания произведения (т.е. придания ему новой словесной формы), то обвинение в плагиате неправомерно (см. ст. 1259 и 1270 ГК РФ).
Другие свои вопросы, касающиеся защиты прав и интересов, связанных с использованием творческих работ, отправляйте на адрес info@ZNAKa.ru .
Приходите на семинар «Основы авторского права для тренеров», созданный на материале знаменитых «Сред Гуревичей», в рамках которых эта тема рассматривалась не один раз, начиная с 2003 года.
Анна Алексеевна Лукьянова,
Елена Николаевна Гуревич.
|