Надежда есть всегда!
Всё началось пять лет назад, когда встал вопрос о зачислении младшей дочери в первый класс. Тогда логопед ближайшей школы «по дружбе» посоветовал не отдавать девочку в первый класс, а «подержать её ещё годик дома». Меня это повергло в некое замешательство— « мой ребёнок нормальный!»
Первое сентября мы встречали с новой первоклашкой. «Нормальность» ребёнка продолжалась недолго— в конце первого класса стало заметно отставание от других детей. Скорость чтения не увеличивалась, чистописание требовало постоянного присутствия замазки и внимательного взгляда старших. И только с математикой всё было замечательно.
Во втором классе дочь погрязла в двойках— за скорость, за молчание, когда спрашивают, за драку с одноклассником на уроке «потому, что он дразнился, а я ему сдачи дала», за нерассказанное стихотворение, за…, за…, за…
Пришлось дочь переводить в другую школу, и вот тут школьный логопед посоветовала показать её нейро-психологу. Пройдя семь кругов ада нашей медицины, мы таки установили, что у ребёнка дислексия. Выяснить диагноз— это одно, а вот жить с этим диагнозом— это совсем другое.
По официальным данным, количество учащихся начальных классов, испытывающих трудности в обучении в результате неспособности овладеть навыками письма и чтения, достигает 20%. И это только по официальным данным! Если же принять во внимание, что у нас в стране не только родители, но и многие педагоги не слышали о таком диагнозе и, соответственно, просто считают своих детей отсталыми, то становится понятно, что этот процент выше. Со временем таких детей переводят в разряд педагогически запущенных или, что ещё страшнее, «не способных к обучению». Очень часто всё обстоит совсем не так и ребёнок вполне нормален, а в творческих дисциплинах он может даже превосходить своих сверстников. И после выпуска из школы многие из этих «неудачников» становятся очень даже преуспевающими людьми. Почему так происходит?
Дело в том что «дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера». С возрастом психические функции, если можно так сказать, «дозревают», выравниваются, и человек навёрстывает упущенное в детстве.
Вообще, выделяются следующие виды нарушений психических процессов:
дислексия (трудности с чтением, орфографией, пониманием прочитанного)
дисграфия (сложности с письмом, непонятный почерк)
диспраксия (сложности, связанные с планированием и организацией движений)
дискалькулия (трудности с математикой)
СДВГ(синдром дефицита внимания и гиперактивности)
Это всё ягоды одного поля. Это те отклонения, которые вроде бы и не считаются заболеваниями, но, вместе с тем, не дают нормально жить ребёнку. Как это изменить? Как сделать так, чтобы ребёнок и родители не воспринимали как унижение психолого-медицинские комиссии, а работу с психологом— как приговор?..
Проходя по этому пути последние пять лет, волей-неволей пришлось стать экспертом в данном вопросе. Образование педагога-психолога позволило пройти курсы повышения квалификации в санкт-петербургском институте биологической обратной связи, принять участие в информационном марафоне "Диагноз, которого нет", создать свою программу помощи детям, имеющим подобную симптоматику. Сейчас по этой программе, кроме моего ребёнка, занимается всего несколько человек, но положительная динамика, наблюдающаяся у ребят, даёт основания полагать, что она будет полезна и другим детям, испытывающим трудности в обучении. Родителям участие в программе позволит найти круг единомышленников и не чувствовать себя одинокими в этой ситуации.
Если Вы заметили, что Ваш ребёнок испытывает трудности в обучении, приходите в наш центр— вместе мы найдём способ их преодолеть.
Елена Гуревич
|